МНОГО РАЗГОВОРОВ НА ТЕМУ ПОМОГАЛ ЛИ НИКОНОВ СТРОИТЬ ДОМ БАСИНА НА ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ. НУ ВОТ МОЖНО СРАВНИТЬ. КСТАТИ ЭЛЕМЕНТ ЭРКЕРА (БАЛКОНА) ТОЧНО ОДИН И ТОТ ЖЕ АРХИТЕКТУРНЫЙ ПРИЕМ.
речь идет об использовании "фирменных деталей" архитекторов в их постройках. Такие балконы у эркеров только у Никонова.
ЦИТИРУЮ:
Возможно, это не противоречит истине: архивные документы подтверждают факт близкого знакомства И. П. Ропета и Н. Н. Никонова. Время от времени Ропет даже давал Никонову работу, в которой тот, по-видимому, нуждался. Например, в письме В. В. Стасову от 27 февраля 1887 года Ропет, рассказывая о деловом визите к Никонову, писал, что ему только «приходилось любоваться рисованием Николая Никитича — как это, впрочем, всегда бывает при виде его работ».
Такое расположение балконов по сторонам от эркера совсем не уникально. В частности, оно неоднократно повторяется у П.Ю.Сюзора (см., например, здесь). Что же, и Сюзору Никонов помогал?
Нет у П. Ю. Сюзора по бокам балясины и эркер другой. А такой тип эркера с такими балконами только на двух домах в санкт-петербурге встречал. Если найдете и опровергните буду только рад.
Так ведь и у домов Басина и Никонова детали разные. Да вот, хотя бы - в доме Басина балконы на двух этажах, а в доме Никонова - только на одном, нижнем
Ладно. Мне стыдно за Андрея, я не могу терпеть эту элементарную безграмотность. Так и быть, переделал рисунки (извините, уж на основании того материала, что был у меня). Остается только заменить их.
P.S. С сутью этого сравнения я категорически не согласен.
Тот тип окна, который весовщик предложил выше в обсуждении вообще сильно распространён в петербургском модерне и неоклассицизме. Сегодня например я увидел его на довольно известном памятнике доме Лихачева на Фонарном переулке 19. https://www.citywalls.ru/photo214266.html.
Опять подчеркну, при схожести форм это совершенно разные подходы и т.д.
В модерне и неоклассицизме легкая фигурность решетки охватывает эркер.
У Никонова наоборот массивный выступ подчеркивающий мощь, избыточность и единство архитектоники стены.
"У меня много интересных мыслей" - что-то очень уж нескромно. Мне кажется, что по-настоящему талантливый человек так никогда не скажет. Хотя, конечно, всякое бывает...
Но это только так, замечание мимоходом. А теперь по существу вашей мысли о Никонове.
Вы противоречите сами себе.
30 июля 2021 г. Вы написали:
"Такие балконы у эркеров только у Никонова."
Значит, Никонов неоднократно повторял эту форму?
А 31 июля Вы заметили:
"А такой тип эркера с такими балконами только на двух домах в санкт-петербурге встречал".
Один из них - собственный доходный дом Н.Н.Никонова на Колокольной ул., 11, а другой - обсуждаемый здесь дом Н.П.Басина. Таким образом, Вы фактически назвали только один дом с таким эркером с балконами, достоверно построенный Н.Н.Никоновым - дом на Колокольной улице.
А вчера написали совсем ясно:
"И в случае с Никоновым повторюсь это его фирменная роспись."
Для того, чтобы говорить о "фирменной росписи", нужны несколько домов данного архитектора с данной формой. Как минимум - три дома. Ну ладно, пусть два (хотя в таком случае заключение о "фирменной росписи" уже вызывает сильные сомнения).
Но ведь Вы-то назвали только один дом! Как же можно делать по нему такие далеко идущие выводы?
Я посмотрел. И самое большее, что нашел - это еще один собственный доходный дом Никонова - на ул. Достоевского, 38: там хотя бы есть эркер, но балконов при нем нет. Балконы (без эркера) тоже есть только на одном доме - по Московскому пр., 53. На всех остальных домах вообще нет ни эркеров, ни балконов.
Но может быть, я смотрел невнимательно? А может быть, есть какие-то не сохранившиеся здания или неосуществленные проекты? Если найдете что-то - будет о чем говорить. А так - это только Ваш личный взгляд, ничем не подтверждаемый.
P.S. А ведь всё могло быть и наоборот. Никонов построил свой дом на Колокольной улице на 20 лет позже, чем Басин свой дом. А может быть, это как раз Никонов повторил (возможно, неосознанно) форму, созданную Басиным? Как Вам такая версия?
(Да, я, конечно понимаю, что Никонов - на порядок, на два порядка талантливее Басина (и, кстати, просто люблю Никонова). Но это не значит, что ему нужно приписывать всё подряд.)
Я утверждаю, что у крупных архитекторов второй половины 19 века (эпоха капитализма и самой массовой застройки центра Санкт-Петербурга) есть характерные для них приемы, более того они стремились на фоне массы заказов построить один два выдающихся памятника. Так сказать визитная карточка архитектора.
У таких домов естественно есть характерные детали, которые свойственны только данным архитекторам.
Никонов епархиальный архитектор. Большая часть его построек это однообразные и довольно не выразительные повторяющие друг друга многочисленные постройки церквей и связанных с ними построек по всей Санкт-Петербургской епархии. На их фоне выделяется уникальный проект церкви в Лемовже.
В самом Санкт-Петербурге Никонов строит два програмных дома на Колокольной 11 Пряничный домик и дом Басина. В обоих характерной деталью является эркер совмещенный с тяжелыми балконами по бокам.
Деталь явно избыточная, обычно балконы и эркеры друг друга не дополняют, либо эркер в модерне обведен ради эстетики не функциональным кружевом металлического балкона.
У Никонова же именно балков вписанный в эркер.
Схожим примером авторской росписи можно считать "зигзаг Бубыря" на его доме Капустина по Фонтанке и доме Латышской церкви на Загородном.
П. С. У оппонента явный переход на личности и проблемы с логикой. Там где я пишу об двух домах он видит один
Продолжая разбор дома. На углу были балконы, которые не сохранились, и которые скорее соответствовали духу времени четко обозначить угол балконом, статуей, башней и так далее чем функциональности и лаконичности.
Хорошо видно что в основе выведения оси лежит ритмика 2 окна - 1 окно. Причем 2 окна на третьем этаже между тройными палладианскими.
Однако вернемся к главному что задает ритмику фасада дома Эркеры.!
Главный эркер на доме Бассина опущен в зону "двойных" прорезных магазинов. Это очень важное и сильное решение архитектора, которое "приземляет", "заземляет" внешний вид здания, делает его "приземленным".
И становятся большой проблемой для архитектоники многих домов, кажется что они стоят на "стекле" или паучьих ножках. у Басина за счёт "опускания эркера" основательный русский терем
Возвращаясь к теме Басинского фирменного сочетания тяжелых балконов и эркера, эту избыточность Басин доводит до максимума. Он сочетает не ряд балконов и эркер, а два балкона и эркер, кладя в основу рисунка пирамиду! Это опять же придает дому вид тяжелого терема.
Поскольку центральный эркер опущен вниз, главный купол не может быть высшей точкой здания - это бы привело к "разрыву" архитектоники стены один и тот же компонент здания тянул бы вверх и вниз. Поэтому центральной доминантой служит угловая башня.
А такая ассиметрия форм как мы знаем это уже прием модерна!
Принципиально же решение Басина о том как задать ритмику фасада аркадами. На втором этаже мы видим двойные бифоры (флорентийские окна) на третьем паладианские (веницианские) окна.
То есть второй этаж двойные, третий тройные. Тройка "давит" на двойку нарушая принцип архитектуры размещать более легкий элемент над тяжелым.
Мысленно представьте если бы Басин иначе разместил порядок окон, то здание вместо "заземленности" русского терема получило бы полет вверх!
Я уже написал вверху что Басина важна ассиметрия и игра с массами в его произведении. И указал что он использовал классический пример ассиметрии с противостоящими друг другу направлениями.
Могу натолкнуться на критику что фантазирую!
Однако вот размещение центральных башенок по фасаду. Они размещены вот так.
Итак, продолжаю то, что начал во вчерашнем комментарии и что хотел вчера же и написать, но был выбит из колеи хамской выходкой одного из участников.
Сначала напомню вчерашние выводы.
Эркер с двумя балконами - это вовсе не "фирменная подпись" Н.Н.Никонова. Попытка приписать Никонову фасад дома Н.П.Басина на основании некоторого сходства с одним-единственным домом, построенным Никоновым (на Колокольной ул., 11), несостоятельна. (Любой, кто даст себе труд посмотреть дома, построенные Н.Н.Никоновым, убедится, что у него не только нет больше ни одного дома с таким сочетанием эркера с балконами, но и вообще почти никогда не встречаются ни эркеры, ни балконы; есть всего три исключения - дом на Колокольной улице, еще один дом с эркером, но без балкона и один дом с балконами, но без эркера. И в Ново-Афонском монастыре тоже нет ни одного эркера и ни одного балкона. (Я сам не ожидал такого результата - насколько же, оказывается, чуждо Никонову применение этих форм.)
А теперь - новое.
Может быть, есть смысл поискать прототип эркера в доме Басина в творчестве какого-то другого архитектора? Да, такой архитектор есть.
Это Михаил Алексеевич Макаров (1827-1873) - архитектор, сыгравший большую роль в переходе эклектики от ранней к зрелой стадии развития. С конца 1860-х гг. Мкакров был в высшей степени популярен, и после его гибели в 1873 г. (в результате пожара) о нем еще довольно долго вспоминали как о великом архитекторе (сечас такая оценка все же кажется преувеличенной). Немудрено, что Макаров оказал влияние на других петербургских архитекторов.
Далее дам цитату из книги очень авторитетного автора: Б.М.Кириков. Михаил Макаров. Выдающийся зодчий эпохи эклектики. СПб, издательский дом "Коло", 2021. Цитату дополню ссылками на соответствующие страницы сайта Citywalls. В главе "Влияние творчества М.А.Макарова на архитектуру Петербурга 1870-1880-х годов" Кириков, в частности, пишет (с.125):
Итак, М.А.Макаров построил несколько доходных домов с двухэтажными эркерами в разных вариантах. Среди них есть и дом с эркером с двумя балконами по сторонам. Это дом, названный первым - дом Липгарта на Невском пр., 80 (к сожалению, позже перестроенный М.С.Лялевичем - по-моему, довольно неудачно). Повторяю здесь старую фотографию, помещенную в публикации по этому дому:
Дом Липгарта построен в 1872 г. - за несколько лет до дома Басина. Здесь видна не только сама идея эркера с двумя балконами, но и некоторые конкретные формы, повторенные в доме Басина - выступающая центральная часть, почти сплошные ограждения балконов (у Макарова - металлические, а в доме Басина Басина - сплошные каменные, примерно с такими же членениями), самый низ эркера.
Кто бы ни был автором фасада дома Басина, влияние на него дома Липгарта, построенного М.А.Макаровым, по-моему, совершенно несомненно.
Что же касается собственного доходного дома Н.Н.Никонова на Колокольной ул., 11 (построенного через 20 лет после дома Н.П.Басина), то в нем, очевидно, сказалось влияние того же здания М.А.Макарова.
Я не исключаю возможности того, что фасад дома Н.П.Басина проектировал Н.Н.Никонов (все-таки В.В.Стасов почему-то приписывал этот дом Никонову). Но доказать авторство Никонова на основании сходства эркеров невозможно.
Моцарт и нацитский марш - это всё музыка. Только вот одно гениально, а второе пошло.
Сравнивать Макарова с его махровой эклектикой (вырождение стиля) с гениальным зданием Басина?
УВАЖАЕМЫЙ МОДЕРАТОР ПРОШУ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ЧТО
ЧЕЛОВЕК С НИКОМ S.P. не только не читает о чем пишут другие и переходит на личности. У него явные проблемы с логикой и пониманием того о чём ему пишут.
Он никак не может понять что речь идет о слиянии тяжелого балкона с эркером придуманное Басиным в одном элементе. Не отдельно балкон и эркер, не эркер окруженный балконом из решетки. а именно что тяжелый балкон с тяжелым эркером.
НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К МАХРОВОЙ ЭКЛЕКТИКЕ МАКАРОВА И МОДЕРНУ ЭТО НЕ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЯ.
Смотрите что у Макарова: легкая решетка балкона соседствует с эркером. Сегодня и это смешно решетку попросту демонтировали и получилась очевидная глупость
Теперь возвращаемся к Басину. Он придумал совместить монолитный балкон и эркер вместе что бы получить характерную фигуру перевернутую Т.
НИКАКОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ МАХРОВОЙ ЭКЛЕКТИКОЙ МАКАРОВА И НЕОРУССКИМ СТИЛЕМ БАСИНА НЕТ!
Путать вырождение вырождение одного стиля с эталонным примером другого стиля).
Давайте тогда доить быков, летать на метле в космос, называть английские парки французскими)).
Играть словами очень просто. А вот понять замысел архитектора и почему получилось гениально сложнее.
Нот всего восемь. Однако Моцарт один, а все остальные дышат в сторонке).
Оскарблять Басина Макаровым это не здоровое поведение.
Мое предыдущее выступление не было ответом на сегодняшние комментарии Андрея Словохотова. Я увидел их только после того как нажал кнопку "Добавить комментарий".
Что касается его комментариев, я не намерен ничего на них отвечать. Этот человек для меня не существует. Разве только если извинится за вчерашнее - ну тогда посмотрим...
Пусть те, кому данная тема интересна, сами решают, что логично, а что нет.
СРАЗУ СКАЖУ ЧТО ЗДАНИЕ ОЧЕНЬ КРАСИВОЕ! ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ! МНЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ! Главное что у Сюзора получилось совместить многое в малом. Но это же поздняя эклектика и полный трешак... История этой постройки Сюзора имеет три важных значения для Санкт-Петербурга!. 1. Во первых после строительства этого по сути банка (общество взаимного кредита) Сюзор строит рядом из главных памятников модерна Дом Зингера. Поэтому легко стоя на набережной Грибоедова размышлять о том как поздняя эклектика "перешла" в модерн 2. Во вторых Сюзор строил самые разнообразные типы зданий, доходные дома, бани, больницы и так далее, но именно этот "банк" одно из програмных произведений архитектора, не просто проект, а можно сказать манифест поздней эклектики, где всего должно быть много, украшений деталий, форм. Для начала я отметил три ризалита и четыре (!) бычьих глаза "оль де бефа". Совсем как у Достоевского, который в маленьких историях критиковал позднюю эклект
ПОЧЕМУ-ТО НИКТО НЕ СКАЗАЛ ЧТО ПО СХОЖЕМУ ПРОЕКТУ ПАУЛЬ СЮЗОР ПОСТРОИЛ НЕСКОЛЬКО ДОМОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. кроме того это целый этап поздней эклектики за которым у того же Сюзора следует переход в модерн Для тех кто будет с помощью этого сайта учиться архитектуре Санкт-Петербурга нижеследующие. 1. Если вы видите в городской застройке очень большой доходный дом, то в большинстве случаев это очень крупный капитал зашёл в строительство, что-бы заработать еще большие деньги. А крупный капитал в дореволюционной России был у немногих, в частности: крупные землевладельцы уровня Юсуповы, Шереметьевы. крупные промышленники уровня Демидова, Стейнбок-Фермера, Ратькова-Ражнова. крупные государственные деятели Шуваловы... крупные купцы: Ушаков... 2. В подобном решении: двойные прорезные магазины в основе, ритмика фасада задана "тяжелыми" прямоугольными эркерами, фасад закрыт крупным дощатым рустом, угол здания выведен круглой башенкой Пауль Сюзор застроил многие доминантные точк
Комментарии
Отправить комментарий